РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
БИЗНЕС-ПЛАНА
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:

  1. Резюме проекта.
  2. Описание компании.
  3. Продукты и услуги.
  4. Маркетинговый план.
  5. Операционный план.
  6. Финансовый план.
  7. Оценка рисков и меры по их преодолению
РЕЗЮМЕ
Резюме проекта – «магнит» бизнес-плана. Практически всегда - единственный раздел, который читает инвестор, чтобы принять решение, изучать ли документ дальше.
  • ЗАДАЧИ РЕЗЮМЕ
    - Вдохновить, убедить инвестора.
    - Заинтересовать читать остальные разделы.

  • СОДЕРЖАНИЕ РЕЗЮМЕ
    Резюме необходимо разместить на одной-двух страницах, где раскрываются ответы на вопросы:
    1. Наименование проекта
    2. Инициатор проекта. Кто вы и ваш опыт в одном двух предложениях.
    3. Сроки реализации проекта
    4. Цели бизнеса. Каким будет бизнес через год, три года, пять лет?
    5. Местонахождение проекта. Адрес реализации, кадастровый номер участка и пр.
    6. Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта. Указывается, за счет каких денежных средств проект будет реализован, степень готовности проекта на дату составления.
    7. Схема финансирования. В какие сроки на каких условиях будут привлекаться денежные средства. Гарантии для инвесторов
    8. Экономическая эффективность проекта. NPV, RD, PB, DPB, IRR,PI
    9. Оценка рисков проекта. Указываются критические риски.
  • Именно в резюме уместно краткое предложение инвестору, которое может быть сформулировано, например, таким образом:

    Ожидаемая сумма инвестиций 150 млн. руб., направляемая на финансирование капитальных затрат (120 млн. руб.) и операционных расходов первых двух лет (30 млн. руб.). Инвестору предлагается дивидендная модель с ежегодными выплатами до 40% прибыли пропорционально доли в капитале.

ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ
В описание компании рекомендуется включить:
  • 1
    Наименование компании, бренд.
  • 2
    Достигнутые успехи компании в реализации предыдущих проектов.
  • 3
    Описание существующей команды проекта, с указанием достижений.
ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
  • Что продаем? Как это производится, создается, поставляется? Описание деталей взаимодействия с поставщиками, производителями, иными партнерами.

    ОПИСАНИЕ ПРОДУКТОВ/УСЛУГ
  • Потребности, которые продукт/услуга удовлетворяет для целевой аудитории.


    ПОТРЕБНОСТИ
  • Особые характеристики и конкурентное преимущество проекта.
    Чем проект отличается от остальных подобных?

    УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • С учетом инфляции на срок реализации проекта. То есть год начала реализации, далее цена, умноженная на коэффициент инфляции.
    ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНЫ

Рекомендуем дополнительно подготовить:

технические спецификации, чертежи, фото, патенты и т.д.


После прочтения раздела у инвестора должно сложиться понимание сути бизнеса и потребностей клиентов, которые бизнес удовлетворяет,

а также понимание УТП, конкурентных преимуществ.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
Это самый объемный раздел бизнес-плана, включающий SWOT-анализ; план сбора данных о конкурентах; таблицу конкурентного анализа; диаграмму расходов на маркетинг; таблицу ценовой стратегии; описание каналов продвижения.
  • ОПИСАНИЕ РЫНКА
    Инвестора интересует размер рынка, темпы роста рынка, в т.ч. в сравнении с другими отраслями, отражают потенциал для инвестирования, возможность вырастить «единорога» за короткие сроки.
  • УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
    Рекомендуем использовать классический SWOT-анализ.
  • ПРОДУКТ
    В данном разделе рекомендуем описать характеристики продукта, по которым продукт сравнивается с конкурентами. Например, для гостиничного бизнеса – удобство, расположение, персонал, соотношение цена/качество и другие. Ответить на вопросы «Как реализуете цели?». Например, рекомендуем описать, как информация о продукте доносится клиентам. Возможный ответ: помимо сайта, информация подается по телефону при бронировании номера, у сотрудников проработаны ответы на частые вопросы.
  • НАШ КЛИЕНТ
    Показать все, как характеризуем клиента: доход, профессия, интересы, образование и т.д.
  • КОНКУРЕНТЫ
    Прямые или косвенные конкуренты есть всегда. Поэтому рекомендуем собрать информацию о ценах, характеристиках и преимуществах продукта, размере, рентабельности, маркетинговой стратегии конкурентов.
  • ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ И НИШИ
    Продолжение сравнительного анализа. Важно выбрать три-пять параметров для сравнения с конкурентами.
  • КАНАЛЫ РЕКЛАМЫ И ПРОДВИЖЕНИЯ
    Здесь необходимо сделать акцент на эффективности рекламы и рассчитать метрики, такие как CAC («стоимость привлечения клиента». CAC показывает, в какую сумму компании обходится каждый новый клиент. Это одна из базовых, самых распространённых метрик в маркетинге). Можно рассказать о бренд-коде компании и привести примеры лого.
  • БЮДЖЕТ НА ПРОДВИЖЕНИЕ
    Здесь приводятся прогнозы расходов на продвижение на период построения финмодели проекта.
  • ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
    Существуют три стратегии ценообразования: «выше рынка», «ниже рынка», «в рынке». Если продукт массовый и можно собрать релевантные данные о ценах конкурентов, необходимо провести сравнительный анализ и определить выгодное место продукта на ценовой оси. Например, особенность отельного бизнеса – необходимо сравнить диапазоны цен разных номеров. Для этих целей подходит диаграмма «ящик с усами» (коробчатая диаграмма, блочная диаграмма), которая показывает максимум, минимум, среднюю и медиану цен.
  • ЛОКАЦИЯ
    Описываем особенности географии, транспортную доступность и прочее.
  • КАНАЛЫ ПРОДАЖ
    Для отельного бизнеса продажи осуществляются через OTA, модуль бронирования на сайте, прямые продажи по телефону. Важно отразить комиссию за модуль бронирования. 
  • ПЛАН ПРОДАЖ
    Финализация раздела – план продаж в натуральном и денежном выражении на период прогноза помесячно. Например, для гостиничного бизнес в план продаж включаются отраслевые показатели и коэффициенты:
    - Room Revenue – выручка от продаж за номерной фонд.
     - Occupancy – загрузка, занятость или заполняемость гостиницы.
     - ADR (Average daily room rate) – средняя цена за номер или ночь.
     - RevPAR (Revenue per available room per day) – выручка номерного фонда за один номер.
    - RevPAC (Revenue per Available Customer) – выручка номерного фонда на гостя в день, месяц, год.
    - Double Occupancy – среднее количество гостей в номере.
    Эти показатели помогают понять две вещи: куда движется бизнес и где он находится относительно других игроков рынка.
ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН
Производство / оказание услуг)
Подробно описываем этапы создания продукта / оказания услуги. Описываем оборудование и себестоимость производства, учесть все детали сервиса, снабжения, коммунальных услуг и т.д. Рекомендовано использовать Флоу-чарт

Локация
Транспортная логистика, доступность поставщиков, транспортных узлов, сетей энергоресурсов и прочее. Для загородных отелей проблемой локации может быть отсутствие квалифицированного персонала в месте ведения бизнеса. Поэтому необходимо найти решение проблемы дефицита кадров.
Юридическое окружение
Формы собственности, предполагаемые правовые формы взаимодействия с партнерами, персоналом; необходимые лицензии и т.д.
Персонал
Прикладывается проект штатного расписание, рассчитывается динамика численности штата в прогнозном периоде.
Запасы
Виды сырья, материалов, товаров, необходимые для ведения бизнеса. Указание цен, минимально необходимого размера запасов.
Поставщики
Список потенциальных поставщиков; поставляемые продукты; условия поставки и оплаты.
Организационная структура
Проект дерева организационной структуры.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
1

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Финансовый план составляется на период реализации проекта, до момента выхода на окупаемость +2 года. На практике расчет делается на 5-ти или 10-тилетний период.
2
МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ФИНМОДЕЛИ
- Финансирование проекта
- Бюджет проекта
- Расчет заработной платы с учетом коэффициента инфляции
- Прогноз прибылей и убытков (годовой – обязательно, 3-5 лет – рекомендательно).
- Прогноз движения денежных средств.
- Расчет точки безубыточности.
- Анализ устойчивости проекта
- Форма выхода для инвестора (обратный выкуп, продажа доли) или расчет оплаты кредита.
3
РАСЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Текущая ликвидность (CR)
Чистый оборотный капитал (NWC)
Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GMP)
Коэффициент рентабельности операционной прибыли (OMP)
Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NMP)
Рентабельность внеоборотных активов (RFA)
Рентабельность инвестиций (ROI)
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Чистая приведенная стоимость (NPV).
Доходность проекта (IRR).
Индекс прибыльности (PI).
Период окупаемости проекта (PB)
Дисконтированный период окупаемости проекта (DPB)
Индекс прибыльности проекта (PI)
Коэффициент эффективности инвестиций (ARR)
Модифицированная внутренняя норма рентабельности ( MIRR)

Made on
Tilda